#HR
Карьерный коуч — кто это, чем отличается от консультанта
Чтобы найти место на рынке труда и развиваться в профессии, иногда требуется помощь специалиста. Сегодня карьерный коуч становится популярным у тех, кто пытается понять, по какому пути двигаться. Такую профессию приобретают некоторые рекрутеры, HR-менеджеры. Но многие, работая с персоналом, не слышали: карьерный коучинг — это что такое? Сфера находится на стыке HR-менеджмента, психологии и тренингов. Эксперты Pampadu расскажут, карьерный коуч — это кто, консультант или нет, какие вопросы задает клиенту.
Карьерный коучинг — это что такое
Карьерный коучинг — это процесс, когда карьерный коуч стимулирует мыслительные и творческие процессы клиента, что помогает последнему максимально раскрыть и начать использовать личный и профессиональный потенциал.
Карьерный коуч — кто это
Карьерный коуч — это своего рода наставник, который помогает человеку определиться с выбором профессии, продвижением по карьерной лестнице или достижением иных целей, связанных с работой и профессиональным развитием.
Карьерный коуч — это что за специалист
Карьерный коуч — это партнер для совместного поиска оптимального пути достижения цели человека. При этом для процесса характерно именно сосредоточение на конкретных вещах, а не некое общее развитие. Такой профессионал ничего не решает за клиента, не выражает своего мнения. Не дает советов в ультимативной или мягкой форме.
К карьерному коучингу прибегают люди, которые в настоящий момент недовольны работой и хотят двигаться вперед. При этом человек может не понимать, что же ему надо. Он просто чувствует неудовлетворенность текущей ситуацией. Но из-за того, что не видит выхода и того, куда можно «податься», продолжает оставаться на некомфортной для себя работе.
Задача — помочь человеку (клиенту) осознать свои желания. Определиться, четко сформулировать цель. Только после этого возможно развитие, в противном случае клиент так и будет плыть по течению. Когда желания, стремления обрели конкретную форму, специалист помогает задействовать все внутренние ресурсы, чтобы добиться поставленной задачи.
Но даже когда дело, казалось бы, сделано — например, человек устроился на новую работу — коуч может продолжать какое-то время поддерживать своего клиента. А конкретнее — помогать адаптироваться, в первых шагах на новом месте.
Для кого работает карьерный коуч: услуги кому нужны
К услугам такого профессионала прибегают не только те, кто больше не способен оставаться в прежней компании. Нередко люди желают не уходить от прежнего работодателя, но вырасти внутри коллектива. Сеансы с коучем позволят изменить имидж, задуматься над моделью поведения, которая мешает руководству компании увидеть в сотруднике лидера и повысить его.
Иногда параллельно с коучингом клиент делает запрос на консультацию. Но хороший карьерный коуч — не равно консультант. Поэтому он должен направить человека к другому, профильному специалисту.
Карьерный коуч — это консультант?
Нет, это два разных специалиста. Более того: хороший коуч вряд ли сможет одновременно работать консультантом — и наоборот. Карьерный коуч выстраивает с клиентом партнерские, равные отношения. Не дает никаких рекомендаций. Взаимодействует таким образом, чтобы человек самостоятельно нашел ответы на свои вопросы.
А консультант — эксперт, который дает рекомендации, используя свою компетентность. Примеры консультаций, когда речь идет о карьере:
Соискатель просит консультанта прочитать резюме и сказать, как его исправить, чтобы чаще приглашали на собеседования.
Менеджер среднего звена запрашивает у штатного эйчара совет — какие компетенции подтянуть, чтобы через год претендовать на начальника отдела.
Обращаясь к консультанту, ждут советов и рекомендаций. Он дает их, исходя из своих знаний.
Соответственно, процесс работы тоже строится по-другому. При сессиях с коучем говорит, по большей части, клиент. Коуч задает продвигающие вопросы. Они побуждают генерировать идеи, принимать решения.
При общении с карьерным консультантом больше говорит последний: отвечает на вопросы, предлагает различные варианты действий, приводит практические примеры. И если общение с коучем ориентировано на будущее, то консультант много времени посвящает прошлому опыту клиента, на который тот опирается при построении карьеры.
Карьерный коучинг: вопросы
Примеры вопросов, которые задает коуч (КЧ) клиенту (КЛ), — в диалогах ниже.
КЧ: Какой результат хотите получить в ходе нашей беседы:
КЛ: Понимание, хочу я открыть свой бизнес или продолжить карьеру в найме.
КЧ: Как поймете, что получили результат?
КЛ: У меня будет внутренняя уверенность, что я сделал правильный выбор.
КЧ: Если эту уверенность представить в виде шкалы, сколько на ней баллов и на какой отметке вы сейчас?
КЛ: Допустим, 10-балльная шкала. Я на 3 баллах.
КЧ: На вашей шкале что означает 1 балл, что — 10, а что — ваши 3?
КЛ: 10 баллов — это я ни капли не сомневаюсь, 1 балл — я ни в чем не уверен. 3 балла — значит, есть слабое представление, что, возможно, свой бизнес был бы для меня лучше, но не факт.
КЧ: На сколько баллов по вашей шкале вы хотели бы подняться по вашей шкале к концу нашей беседы:
КЛ: Думаю, на 2-3 балла, до 5-6.
КЧ: Что будут значить 5-6 баллов?
КЛ: 5-6 баллов — это я вижу, что преимуществ у выбранного варианта больше, чем у другого, но пока не понимаю, как преодолевать препятствия.
Далее, к примеру, клиент рассказывает, что работает в найме, но в последнее время подумывает об открытии своего бизнеса.
КЛ: Я сижу в офисе, делаю, что начальник скажет, получаю зарплату два раза в месяц и чувствую себя, как под горой подушек.
КЧ: Вы сказали, чувствуете себя под горой подушек. Что вы чувствуете, когда произносите эту фразу?
КЛ: Тяжесть, будто я придавлен, скованы, не могу пошевелиться. Плохо.
КЧ: Вы говорите — ходите в офис, выполняете задания начальника, получаете зарплату и чувствуете, что вы придавлены, скованы, не можете пошевелиться. О чем это для вас?
КЛ: О том, что вот так проходит вся моя жизнь в найме. И открыв свой бизнес, я сбрасываю тяжесть и вылетаю на свободу.
КЧ: В начале нашего диалога вы сказали, что по 10-балльной шкале находитесь на 3 баллах. Сейчас что-то изменилось?
КЛ: Знаете, да. Думаю, я на 6 баллах. Даже на 7. Сейчас я укрепляюсь во мнении, что надо хотя бы попробовать открыть свой бизнес. Возможно, не уходя из найма. Как-то параллельно развивать. Но если я не попробую, то так под гнетом и проведу остаток жизни, я имею в виду, жизни в профессии.
На примере видим: специалист ничего не советовал клиенту. Только задавал вопросы — не наводящие на некий правильный ответ, а уточняющие. Те, что сподвигают задуматься и проанализировать свои чувства.
Кстати, вторая часть диалога могла выглядеть иначе.
КЛ: Я сижу в офисе, делаю, что начальник скажет, получаю зарплату два раза в месяц и чувствую себя, как под горой подушек.
КЧ: Вы сказали, чувствуете себя под горой подушек. Что вы чувствуете, когда произносите эту фразу?
КЛ: Безопасность. Вокруг нестабильный мир. Многих сокращают, люди без зарплаты бегают по собеседованиям.Бизнесы рушатся. А я под горой подушек, в тепле.
КЧ: Вы говорите — ходите в офис, выполняете задания начальника, получаете зарплату и чувствуете, что вы в тепле, безопасности. О чем это для вас?
КЛ: О том, что мне определенно повезло, что есть работа и стабильная зарплата.
КЧ: В начале нашего диалога вы сказали, что по 10-балльной шкале находитесь на 3 баллах. Сейчас что-то изменилось?
КЛ: Думаю... да. У меня что-то поубавилось желание открывать свой бизнес. Там и доход нестабильный. А так-то заработок повысить можно и в найме. Например, пройти повышение квалификации и резюме подавать в более крупную компанию. Там зарплаты выше.
КЧ: И где вы сейчас на вашей 10-балльной шкале?
КЛ: Где-то на 4 баллах: я склоняюсь ко мнению, что главное, чего мне надо придерживаться, — работа по найму. А бизнес — все же нестабильно... Может, как самозанятому зарегистрироваться, сделать бесплатный сайт и, если кто-то обратиться, оказывать услуги как фрилансеру после работы.
Карьерный коучинг — это профессия для кого?
Обычно в карьерные коучи идут представители смежных профессий — эйчары, бизнес-тренеры. Хорошие коучи получаются из психологов. В нашей стране нет отдельной специализации «коучинг», поэтому в профессию попадают те, кто имея высшее психологическое образование, решил специализироваться на карьерном коучинге. Или же те, кто трудился в сфере HR, других смежных областях и закончил соответствующие курсы — обычно обучение занимает несколько месяцев, и после этого вы уже сможете продавать свои услуги.
«Коуч» — карьерный рост рекрутера, менеджера по персоналу
Некоторые эйчары, работая в рекрутменте, адаптации и обучении персонала, задумываются о карьерном росте. Он бывает вертикальный и горизонтальный.
Первый — это подъем по карьерной лестнице: рекрутер — руководитель подбора — HR-директор.
А второй — приобретение новой специальности в рамках своей профессии или смежной. Примеры:
Специалист по обучению и развитию: Training and Development (T&D), Learning and Development (L&D).
Менеджер по компенсациям и льготам.
Карьерный консультант. Эйчар (фрилансер, ИП, ООО) за оплату подсказывает соискателям, как исправить резюме, чтобы оно привлекло работодателей.
Карьерный коуч. HR-менеджер проходит обучение и помогает клиентам идти к их целям в работе.
Агент по подбору в программах партнерского маркетинга: рассказывается в последнем разделе этой статьи.
Зачем нужен карьерный коучинг в организации
Специалист поможет сотрудникам осознавать себя, понимать свои ресурсы, что нужно для преодоления барьеров, которые отделяют того или иного человека от цели. Эффективность работы, удовлетворенность от нее повышаются. Люди начинают чувствовать себя «на своем месте», стремиться к чему-то в профессиональном плане — что благотворно сказывается на атмосфере в коллективе и на успешности компании.
Карьерный коучинг в управлении карьерой персонала
Карьерный коуч — это человек, который не подходит к карьерному планированию формально, как это часто случается в компаниях. Он работает с людьми индивидуально и каждому может помочь составить карьерный план, учитывающий сильные и слабые стороны сотрудника. Это создает мотивацию к действию, побуждает выйти из зоны комфорта, показывает человеку, что он важен и его ценят.
Это позволяет удержать старые кадры и привлечь новые. Причина — людям нравится трудиться, где их поощряют делать личный выбор. Привлекает работодатель, который помогает сотруднику провлять сильные стороны. Хочется работать в среде, где коллектив — одна команда. Растет удовлетворенность работника — повышается отдача. Внутри компании образуется экологичная среда. Она привлекает ценные кадры. При прочих равных соискатели выберут такого работодателя.
Как сервис Pampadu помогает эйчарам
Платформа партнерского маркетинга Pampadu помогает эйчарам зарабатывать параллельно основной занятости. Плюс в том, что навыков осваивать не придется. Нужно будет заниматься привычным делом — подбирать персонал. Поэтому на дополнительный заработок хватит пары часов за сутки. Размер итоговой суммы, которую заработаете, зависит только от вашей активности.
На нашей платформе найдете HR-офферы крупнейших российских компаний. Выбирайте понравившиеся предложения и начинайте лить трафик на тематических сайтах по поиску работы, в чатах, группах в соцсетях, на форумах. Вознаграждение выплачивается за каждое целевое действие. Это может быть что-то простое — например, валидная заявка. Рекрутер-агент нашел соискателя. Штатный HR-менеджер заказчика подтвердил, что резюме кандидата соответствует требованиям. Позвонил, записал соискателя на собеседование. Это называется валидная заявка. За такую рекрутер-агент через Pampadu получит сотни рублей.
Но есть смысл сосредоточиться на офферах, где вознаграждение выплачивается за трудоустройство. Добиться выполнения целевого действия в этом случае сложнее, но и размер вознаграждения окупает все старания. За каждого трудоустроенного реально получить 14 000 рублей и более.
Вся подробная информация, условия и размер выплат — в личном кабинете. Пройдите бесплатную регистрацию и начинайте зарабатывать! Не откладывайте получение дохода на потом!
Мария Стародубцева
13.04.2024