Аренда помещений у государства намного выгоднее, чем съем коммерческих площадей. Правда, все не так просто: нельзя выбрать понравившийся объект и тут же заключить договор. Будущий арендатор должен пройти определенную процедуру и участвовать в торгах. Эксперты Pampadu расскажут подробности, а заодно — как дополнительно заработать риэлтору.
Кому разрешена аренда помещений у государства
Аренда помещений у государства недоступна для больших компаний. Разрешена физическим лицам, ИП или представителям малого и среднего предпринимательства, чей годовой оборот не превышает 2 млрд рублей. Это обязательное условие — в противном случае об аренде у государства не может идти речи. Поэтому, прежде всего проверьте себя в едином реестре субъектов МСП на сайте налоговой — это бесплатно: https://ofd.nalog.ru.
Муниципальная коммерческая недвижимость: какие нормативные документы регулируют аренду
О том, что такое право государственной собственности и понятие муниципального имущества раскрываются в ст. 214 Гражданского кодекса РФ.
Порядок заключения договоров аренды государственной или муниципальной недвижимости регламентирован ст. 17.1 Федерального закона №135 от 26.07.2006 года.
Как происходит аренда помещений у администрации города
После того, как убедились, что в принципе имеете право претендовать на подобную аренду, предстоит участие в торгах. Это тоже обязательное условие, и рассчитывать на процедуру без торгов может ограниченный круг лиц:
- государственные и муниципальные учреждения;
- госорганы и органы МСУ;
- Центробанк;
- торгово-промышленные, нотариальные или адвокатские палаты;
- медучреждения;
- образовательные организации;
- некоммерческие союзы, ассоциации, товарищества;
- единственный участник торгов, если заявка соответствует необходимым условиям.
Остальные участвуют в торгах. Процедура состоит из нескольких шагов.
Получение электронной подписи
Торги проходят на специальных онлайн-площадках, поэтому потребуется электронная подпись (ЭЦП). Ее оформляют через МФЦ или в удостоверяющих центрах. Также можно заказать через некоторые банки. Министерство цифрового развития опубликовало инструкцию по получению ЭЦП: https://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/39.
Прохождение аккредитации
Единой всероссийской площадки для торгов нет — в каждом регионе она своя.
Например, в Москве доступные для аренды объекты публикуются на Инвестиционном портале https://investmoscow.ru/. Под каждым объектом недвижимости есть описание с указанием, на какой электронной площадке будет организован аукцион. Другой вариант, где можно увидеть список недвижимости для аренды — ГИС Торги, это официальный сайт РФ о проведении торгов https://torgi.gov.ru/new/public.
Какой бы вариант ни выбрали, перед аукционом участники проходят аккредитацию. Обычно она занимает время, поэтому не оставляйте на последний день — дайте себе фору хотя бы в три-пять дней, чтобы поданные данные успели обработать. К тому же, хорошие лоты вывешивают ненадолго, иногда вовсе на неделю. Поэтому сначала аккредитуйтесь — на площадках есть для этого подробная инструкция, — а потом уже выбирайте подходящее помещение. Иначе рискуете вообще пропустить аукцион, и придется ждать следующего.
Вместе с заявкой на аккредитацию нужно подать пакет файлов, бумаг:
- Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, полученная не ранее, чем за 6 месяцев до публикации информации о проведении торгов.
- Отсканированные учредительные документы, если заявку подает юридическое лицо.
- Заявления: о том, что нет решения о ликвидации юрлица; о том, что компания или ИП не признаны банкротом; в отношении компании нет открытого конкурсного производства; деятельность не приостановлена из-за административного правонарушения.
Подготовка и торги
На онлайн-площадке нужно выбрать объект — из всех лотов тот, что больше других соответствует вашим требованиям. Затем вносится задаток — сумма указывается тут же. Учтите, что иногда он может составлять даже до 50% от цены лота. Это делается специально, чтобы в аукционе участвовали только те, кто по-настоящему заинтересован. После этого подайте заявку и проверьте, что технических сбоев не произошло — на электронную почту приходит уведомление о том, что все принято.
Далее примите участие в торгах в назначенный день и время. Побеждает тот, кто предложит лучшую цену. В конце подписывается договор аренды — его срок определяет организатор торгов, обычно он заключается на пять или десять лет.
Внимательно читайте договор аренды, особенно пункты, где прописано использование помещения — у некоторых объектов свободное назначение, и там можно открыть хоть аптеку, хоть кафе, а вот другие — строго целевые. Также важны условия расторжения и возможность сдать объект другой компании или ИП по субаренде.
Чем сервис Pampadu полезен риэлторам
Платформа партнерских продаж Pampadu позволяет риэлторам получать дополнительный доход параллельно основной занятости. Пройдите бесплатную регистрацию и предлагайте клиентам:
- Страховые продукты. Подойдет тем, кто оформляет ипотеку — без страховки банк не выдаст кредит. В каталоге Pampadu предложения от ведущих российских страховщиков, и полис обойдется дешевле, чем в офисе СК. Получайте вознаграждение за каждый проданный продукт.
- Помощь в получении ипотеки. Для этого сделайте расчет с помощью специального ипотечного калькулятора, выберите выгодное предложение и дождитесь, пока с вами свяжется наш менеджер. Когда клиент пройдет процедуру одобрения займа, вам выплатят комиссию.