Ernst & Young (EY), входящая в «большую четверку» бухгалтерских консалтинговых компаний, наряду с Deloitte, KPMG и PwC, опубликовала аналитический отчет 2024 Global Insurance Outlook («Перспективы страхования в мире на 2024 год»).
Компания выделяет 3 тенденции отрасли страхования.
Во-первых, усиливается роль искусственного интеллекта (ИИ) в обществе, а значит, появляется все больше вопросов насчет страхования рисков, связанных с этой технологией.
Ссылаясь на свое исследование EY Tech Horizon global survey, компания отмечает, что крупнейшие мировые страховые организации планируют использовать достижения ИИ и науки о данных для следующих целей.
43% — чтобы лучше соответствовать ожиданиям потребителей и оптимизировать операционную деятельность.
37% — для разработки инструментов самообслуживания, которые позволят повысить удовлетворенность клиентов и сотрудников.
9% — для создания продуктовых инноваций.
9% — с целью автоматизации процессов, чтобы снизить расходы на оплату труда, перевести на другие должности персонал и повысить эффективность работы.
Только 2% опрошенных ответили, что не заинтересованы применять ИИ или не определились.
Вместе с тем, широкое внедрение технологий ИИ и науки о данных в сферу страхования несет много рисков. Ernst & Young указывает на то, что модели обучения ИИ не всегда ясны, а вследствие этого непонятно, насколько этичны решения, выдаваемые машинами. При технических поломках программы могут работать неверно, предоставляя человеку искаженную информацию. Ошибки в обращении с данными способны привести к утечке конфиденциальной информации.
Во-вторых, растет число угроз обществу: эпидемии, природные катаклизмы, неравенство доходов, демографические сдвиги. Поэтому людям, компаниям и правительствам стран приходится большее внимание уделять вопросам безопасности.
Ernst & Young считает, что в безопасности общества страховые компании способны сыграть важную роль, так как у них большой опыт в оценке рисков и защите людей от негативных событий.
Третья тенденция касается рынка. У клиентов страховых организаций быстро меняются потребности. Люди ищут уже не обычный полис, а комплексное решение на стыке множества сфер. Это значит, игроки рынка должны знать не только страхование, но и финансовое планирование, здравоохранение, банковское дело, технологии, и многое другое. Страховым компаниям приходится сильнее конкурировать, проявлять больше клиентоориентированности, персонализировать свои предложения.
Ernst & Young упоминает две важные инновации отрасли: экосистемы и встроенное страхование (embedded insurance). Первые — это сообщества компаний и людей, предлагающих товары и услуги в одной сфере. Экосистемы помогают компаниям предоставить потребителю большой выбор страховых продуктов.
Модель встроенного страхования подразумевает, что потребителю не надо специально приобретать полис, так как тот включен в комплексную услугу медицинских центров, застройщиков, транспортных компаний и иных видов предприятий. Признавая пользу такого новшества для людей, Ernst & Young подчеркивает, что для страховых организаций оно несет в себе ряд рисков. К последним относится частичная потеря контроля страховой компании над ситуацией; кроме того, повышается давление со стороны крупных брендов.