Расчет износа по ОСАГО

| | Время чтения: 5 минут
Расчёт износа по ОСАГО

Согласно Федеральному Законодательству Страховщик должен привести пострадавшее в ДТП имущество в то же состояние, в каком оно было до аварии. Поэтому при обращении пострадавшего в страховую компанию по ОСАГО, всегда делается поправка на учет износа автомобиля и соответствующая корректировка стоимости деталей, которые подлежат замене. 

Расчет износа по ОСАГО

До 2014 года страховые компании для расчета износа автомобиля по ОСАГО пользовались методиками расчета, которые выбирали сами, на свое усмотрение. Кроме того, не было ограничений и по величине амортизации механизмов, иногда это приводило к тому, что результат достигал 80-90%. В итоге размер компенсации ущерба по ОСАГО для авто с пробегом, которых большинство на дорогах нашей страны, очень часто становился предметом судебных споров. Одной из причин этого было занижение расчетной стоимости запчастей, подлежащих замене. 

В 2014 году была введена Единая методика расчета восстановительных расходов на ремонт автомобиля, с тех пор в случаях, когда восстановление автомобиля оплачивается по полису ОСАГО, калькуляция делается только по ней. По ней же рассчитывается износ по ОСАГО.

Как производится расчет износа по ОСАГО

Износ по ОСАГО рассчитывается экспертами по специальной формуле, которая учитывает множество факторов.

В том числе срок эксплуатации механизма и пробег транспортного средства на момент ДТП, а также специальные коэффициенты, которые позволяют учесть износ конкретной детали срока эксплуатации (ΔT) и пробега транспортного средства (ΔL).

Данная формула закреплена в Положении Банка России от 04 марта 2021 года № 755-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”. Здесь же, в Приложении 4, приведены значения коэффициентов ΔT и  ΔL,, которые используются при расчетах. 

От чего зависит процент износа автомобиля

В первую очередь от срока и интенсивности эксплуатации. Проще говоря, от возраста авто и его пробега. Чем старше автомобиль и чем больше он проехал за свою историю, тем больше он самортизировал. Но, как и везде, при этом есть ряд нюансов, которые тоже учитывают.

Например, согласно той же “Единой методике”, в некоторых случаях на отдельные запчасти может быть начислен так называемый “дополнительный износ”. Классический пример — ржавчина на кузове вследствие некачественной покраски или вообще не устранение ранее полученных нарушений лакокрасочного покрытия. В тоже время есть целый перечень комплектующих, на которые при расчете расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение их изнашивания, независимо от условий эксплуатации и даты выпуска автомобиля.

Зарегистрируйтесь и бесплатно оцените все возможности заработка на страховании
Зарегистрироваться

Максимальный размер износа

До введения “Единой методики” степень амортизации поврежденных автомобилей не ограничивалась никакими рамками. Это вызывало много вопросов. Ведь любой автомобиль — это механизм, который периодически ремонтируется, в нем меняются какие-то детали и т.д. Поэтому однозначно определять, насколько он изношен, отталкиваясь от даты выпуска авто не совсем правильно.

За годы его существования многие запчасти были заменены, и, соответственно, в целом механизм частично обновлен и изношен менее, чем показывает расчет, основанный только на его возрасте. В итоге было принято и закреплено в “Единой методике” решение, что при определении размера выплаты по ОСАГО, максимально допустимое значение амортизации автомобиля 50%.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несложно догадаться, что суммы, которую выплатила страховая компания по ОСАГО владельцу не новой машины, пробежавшей по дорогам сотню, а то и несколько сот тысяч километров, на то, чтобы ее починить, чаще всего не хватает.

В этом случае раньше, до того, как расчет размеры выплат по ОСАГО закрепили на законодательном уровне, автовладельцы обращались к независимым экспертам, потом в дело вступали автоюристы и начинались судебные споры со страховой компанией.

Иногда и сейчас можно столкнуться с подобной практикой. К сожалению, не все понимают, что при составлении калькуляции для суда со страховщиком по ОСАГО, любой эксперт обязан делать расчет по той же методике, что и страховщик. Со всеми вытекающими последствиями, от определения средней стоимости запчастей до учёта износа данного авто.

Другое дело, если вы хотите взыскать недостающие средства с виновника ДТП. В этом случае речь идет о компенсации расходов на полный восстановительный ремонт вашего транспортного средства, в том числе оплаты приобретения взамен утраченных новых запчастей.

Часто в подобных случаях возникает вопрос: “Если я все равно должен платить пострадавшему по моей вине, то зачем мне ОСАГО?” Ответ прост. Во-первых, не платить полностью, а доплачивать. Во-вторых, автогражданка оплачивает восстановление поврежденного имущества до исходного состояния, а виновник обязан компенсировать фактический ущерб, причиненный им. А фактически для ремонта авто часто приходится покупать новые детали.

Несложно догадаться, что стоимость, например, нового бампера существенно отличается от затрат на старый, купленный где-нибудь на разборке. Иногда в подобной ситуации достаточно досудебной претензии для того, чтобы вопрос решился положительно. Если виновник не согласен с вашими требованиями, значит остается решать вопрос через суд.

Ремонт без учета амортизации

В настоящее время страховая компания имеет право возместить ущерб по ОСАГО не денежными средствами, а направлением в автомастерскую. В этом случае применение запчастей, бывших в употреблении, категорически запрещено. Поэтому в этом случае стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО считают без учета износа.

И здесь, иногда, начинаются проблемы. Получившихся сумм просто может не хватить на приобретение нужных оригинальных деталей. Поэтому либо начинают предлагать установку аналогов, стоимость которых ниже оригиналов, либо выставляют счет на доплату, так как ремонтники обязаны использовать новые запчасти. А считают расходы на них по ОСАГО с учетом износа. Но чаще всего страховщики просто предлагают выплатить денежные средства и ремонтировать авто самостоятельно.

Законодательство по вопросам износа ТС по ОСАГО

Условия возмещения вреда имуществу. поврежденному в результате ДТП, в том числе и автомобилю регламентируются законом “Об ОСАГО”. Этому посвящена гл. 18 в которой, в частности, говорится о том, что выплата производится “в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние в котором оно находилось до момента наступления страхового случая”. Говоря простым языком, если на автомобиле пострадало старое крыло, платить как за новое его владельцу не будут.  

Второй документ, который так же имеет прямое отношение к этому вопросу “Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”. В нем содержатся формулы, по которым и производится расчет износа автомобиля и выплата по ОСАГО в целом. При этом амортизация учитывается только в отношении деталей и узлов, которым требуется замена (гл.4). Когда рассчитывается стоимость расходных материалов, оплаты работ и т.д. этот коэффициент не учитывается.

Максимальный процент износа машины по ОСАГО

Как уже говорилось ранее, максимальный процент износа машины, который страховщик может учесть при расчете страховой выплаты по ОСАГО, сейчас равен 50%. Поэтому если при определении изнашивания авто по формуле, закрепленной в “Единой методике” получится значение, которое будет существенно ниже этого показателя, для расчета будет применено его максимально допустимое значение. Размер компенсации расходов на приобретение запчастей для замены, вышедших из строя, будет равен половине стоимости новых деталей.

Можно ли взыскать износ с виновника

В случае, если реальные расходы на ремонт машины после ДТП превышают размер выплаты по ОСАГО, потерпевший имеет право взыскать недостающую сумму с виновника. Это право подтверждено Постановлением Конституционного суда РФ от 10 марта 2017 года.

В нем объясняется, что, согласно действующему законодательству, возможность полного возмещения вреда пострадавшему виновником ДТП, допускается. Для этого потерпевший должен доказать, что ущерб, который ему причинен, превышает размер страхового возмещения по ОСАГО. В свою очередь виновник имеет право затребовать проведение судебной экспертизы для того, чтобы проверить, насколько обоснованы претензии истца не завысили ли стоимость ремонта его эксперты.

И, тем более, потерпевший имеет полное право требовать с виновника ДТП полное возмещение расходов на восстановление своего имущества, если у него нет полиса ОСАГО. В этом случае аварийщик оплачивает все из своего кармана.

Как избежать износа в ОСАГО

Непосредственно в ОСАГО этого сделать не удастся. Исключение составляют те случаи, когда пострадали детали, только приобретенные и установленные на автомобиль. Если кто-то “удачно” припарковался в ваш новенький бампер, то при обращении по ОСАГО к заявлению нужно приложить копии документов, подтверждающих его приобретение и установку. В этом случае в отношении данной конкретной детали износ учитываться не будет.

Тем не менее обезопасить себя от этих проблем вполне возможно. Сейчас многие страховые компании при оформлении ОСАГО предлагают различные варианты полисов мини-каско. Это, конечно, не полновесный полис, который защищает и от падения деревьев, дтп с животными, возгорания ТС и т.д. Но при столкновении с лихачем на дороге, благодаря такой страховке, вы сможете не волноваться о том хватит или не хватит на ремонт полученных по ОСАГО денег. Вы просто отправите свое авто на ремонт, а страховщик сам будет взаимодействовать и со страховой компанией виновника, И, при необходимости, с ним самим. Причем независимо от того, есть у него ОСАГО или нет.

Комментарии (0)

Войти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Материалы по теме